26.02.2018 14:18

Деятельность МСАТ может привести к потерям для российского бюджета

Применение устаревших технологий оформления таможенного транзита создает риски для дальнейшего развития евразийской интеграции и реализации перспективных проектов международных транспортных коридоров, отметили участники пресс-конференции «Внешнеэкономическая деятельность России и рынок трансграничных перевозок: угрозы экономике и безопасности РФ и стран ЕАЭС», которая состоялась 30 июня 2016 г. в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».

Источник

 

 

Такое положение на рынке сложилось в силу монопольного положения на рынке трансграничных перевозок ЕАЭС международной организации МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта), штаб-квартира которой находится в Швейцарии. На данный момент эта организация насчитывает порядка 180 членов — национальных союзов и ассоциаций в сфере автоперевозок по всему миру, и функционирует в рамках системы гарантий международных автомобильных перевозок товаров с использованием книжки «Международные дорожные перевозки» (МДП, фр. Carnet TIR, Transports International Routiers) и Таможенной конвенции о международной перевозке грузов (1975 г.).

В последнее время у профессиональных участников внешнеэкономической деятельности усилились опасения в отношении прозрачности работы МСАТ (в Швейцарии расследуется уголовное дело о нецелевом использовании этой организацией средств в объёме 530 млн швейцарских франков). На пресс-конференции было представлено развернутое научное исследование АРФИ, которое изучало работу с МСАТ 47 стран за 21 год. Исполнительный директор АРФИ Станислав Мартюшев отметил, что Россия находится на 12-м месте по критерию зависимости ее внешнеэкономической деятельности от сотрудничества с МСАТ. На первом месте Молдова, на втором — Латвия, на третьем — Литва, а развитые страны практически не зависят от МСАТ. Бельгия — 47 место, Норвегия — 45, Франция — 41, Германия — 37. Это подтверждает, что Россия зависит от доброй воли МСАТ, и при неблагоприятном развитии событий деятельность МСАТ может привести к потерям для российского бюджета.

При этом в самом исследовании указано, что его авторы «не несут ответственности и не предоставляют каких-либо гарантий в связи с изложенными фактами, даными, результатами и друой информации в исследовании», поскольку оно основано на сведениях, полученных из общедоступных источников.

В ходе пресс-конференции заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов подтвердил опасения, отраженные в исследовании АРФИ, и конкретизировал основные проблемные позиции сотрудничества с МСАТ с точки зрения Федеральной таможенной службы. По его мнению, существует «проблема несвоевременного возврата денег при спорных ситуациях», что является следствием общей непрозрачности деятельности организации, которая может привести к потерям для российского бюджета. Для решения этой проблемы «мог бы помочь международный аудит МСАТ». Участники конференции от АРФИ с целью защиты интересов российских участников ВЭД рекомендовали провести такой аудит официального члена МСАТ от России.

Кроме того, МСАТ «использует бумажные ретро-технологии с использованием книжек МДП». Это противоречит мировому тренду на снижение количества барьеров и упрощению процедур при организации межгосударственных транспортных перевозок. В связи с этим возникает реальная угроза того, что Россия и страны ЕАЭС окажутся заложниками устаревшей технологии таможенного транзита. При этом возникает риск полной остановки транзитных операций у тех участников ВЭД, которые вынуждены пользоваться книжками МДП, в случае если МСАТ как монополист перестанет их поставлять в Россию. Причем подобные угрозы от МСАТ уже поступали в начале 2000-х годов.

Также эксперты отметили существующие значительные информационные риски при передаче финансовой и перевозочной документации российских международных перевозчиков за рубеж в МСАТ. Использование этих данных не контролируется Россией.

В перспективе использование Конвенции МДП ставит под вопрос создание надежного и экономически эффективного механизма таможенного транзита со стратегическим партнером России — Китаем. Как отметил Руслан Давыдов, «использование устаревших технологий при оформлении транзитных перевозок может осложнить реализацию проектов создания крупных транспортных коридоров с запада на восток по типу проекта Шелкового пути».

В этой ситуации логичной альтернативой услугам МСАТ является создание единой транзитной системы в рамках ЕАЭС и единых гарантийных механизмов при транзите товаров на базе законодательных норм Союза. На его основе должны быть предприняты шаги по организации единого электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи единого образца во всех странах ЕАЭС.

Данный подход будет аналогичен используемой в странах Евросоюзе процедуре общего транзита. При этом России нет необходимости выходить из Конвенции по МДП, сохранив возможность ее использования в качестве дополнительного инструмента в транзитных операциях.